22.11.2023 Рождественские чтения во Фрунзенском районе в отделе образования

Региональные Рождественские чтения во Фрунзенском благочинии на тему "Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего" были организованы совместно благочинием, Центром духовной культуры и образования Фрунзенского благочиннического округа и администрацией Фрунзенского района С.-Петербурга. Чтения прошли в отделе образования Фрунзенского района для сотрудников администрации района, директоров общеобразовательных школ, настоятелей храмов и их помощников.

Приветствовала собрание начальник отдела образования Марина Анатольевна Майковец.

Благочинный Фрунзенского округа протоиерей Алексий Исаев приветствие начал теплыми словами о том, что все наши заботы и жизнь — общие, и если где-то плохо, то плохо всем. Он представил собравшимся иерея Алексея Туголукова, который ездит на фронт в качестве священника, и протоиерея Владислава Авраменко и иерея Димитрия Пономарева, которые являются учителями школ нашего района. К директорам отец Алексей обратился такими словами: "Когда вы были студентами, то и не предполагали, что жизнь поставит вас директорами школ. Призываю вас всех оставаться приверженными традиционным ценностям, добра, заложенного во всех нас, и быть примером для детей. Тогда наша жизнь станет лучше и добрее, и победа будет за нами!"

 

В первом докладе "Традиции православной культуры как человекообразующий компонент воспитания" Гусакова Виктория Олеговна, методист Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии, преподаватель Высших епархиальных курсов св. прав. Иоанна Кронштадтского и Суворовского военного училища, канд. искусствоведения, поставила вопрос: "Что мы приобрели в последнее время? У нас появилась возможность ходить в храмы, - но ходим ли мы? В школе русский язык стоит в ряду английского, немецкого, итальянского, хотя, на самом деле, это ″родная речь″, по выражению К. Ушинского. Патриотизм не воспитывается, а взращивается. Традициями живут, а не изучают их, живут их смыслом, внутренним содержанием, а потом уж формой". Виктория Олеговна выделила 3 основных вида православных традиций: аскетика, подвижничество и наставничество. Традиционная аскетика определяется разумным отношением к миру и постепенным восхождением к духовному совершенству. Традиция подвижничества отличается воспитанием человека, способного к подвигу ради любви. Именно в трудные времена появляются святые. Говоря о традиции наставничества, она сказала, что учитель – это связующее звено между поколениями. Обратила внимание, что модуль "Светская этика" наполнен либеральными ценностями, которые приводят в разрушению мира. Виктория Олеговна привела пример из истории XIV века: именно в это время Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на битву с татарами, а другие страны угрозы завоевания с утратой православной веры не избежали (Болгария была завоевана, Византия пала). Нужно серьезно говорить о предназначении человека. А мы, жители Санкт-Петербурга, можем говорить на эту тему на примерах искусства: музеи наполнены христианским искусством, которое раскрывает образ человека как образ Божия.

 

Доклад "Древность и новизна духовно-нравственных ценностей" Шкринда Натальи Васильевны, методиста Центра духовной культуры и образования Фрунзенского благочиннического округа, представлял собой исторический экскурс от сотворения мира до современности. При падении человек потерял благодать и нуждался в законах. Бог дает заповеди, которые все являлись духовно-нравственными и исполняться должны были по любви к Богу и к ближнему. Заповедь "Люби ближнего твоего, как самого себя" звучит уже 3500 лет! Красивы, поэтичны и глубоки духовно-нравственным смыслом псалмы царя Давида, поучительны притчи царя Соломона. А пророки указывали на то, что войны, голод и бедствия связаны с духовно-нравственным выбором народа. Так, например, пророк Иеремия обличал людей, говоря "Может ли ефиоплянин переменить кожу свою и барс – пятна свои? Так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?" В период 6-2 в. до н. э. многие задаются вопросом, что такое человек? В Китае Конфуций развивает учение о личной и государственной морали, о социальных отношениях между людьми, о справедливости, о добром и искреннем отношении друг к другу, о ответственности правителя перед подданными. В Греции Сократ создает теорию совершенного человека. Рождество Господа Иисуса Христа делит всю истории человечества на "до" и "после". Начиная с апостолов возникает целый сонм православных святых, среди которых много учителей и наставников. Так, например, Иоанн Лествичник разработал учение постепенного восхождения к совершенству. Сборник духовных произведений православных авторов называется "Добротолюбие". В XIX веке духовное руководство составил свт. Феофан Затворник, его называют родоначальником русской психологии. Из ближайших к нам выделяется св. Паисий Святогорец: "Не разумен человек, ищущий человеческой справедливости, а еще неразумнее тот, кто не забывает обид, причиненных ему другими людьми, и добра, которое он сделал другим". Сейчас складываются исключительные отношения между Церковью и государством — отношения сотрудничества в области воспитания детей. Наталья Васильевна напомнила, что Церковь отделена от государства, но является субъектом воспитания, поэтому можно заключать договоры о сотрудничестве между школой и храмом. И добавила, что наши священники очень скромные, и попросила директоров школ проявлять инициативу в сотрудничестве.

 

Доклад "Преподавание предметов ОРКСЭ и ОДНКНР как необходимость, созвучная требованиям времени" сделала Касаткина Наталья Валерьевна, методист по ОРКСЭ ИМЦ Фрунзенского района. "Любви к родине нельзя научить, но можно создать на уроках и внеурочной деятельности такую обстановку, такой нравственный настрой, что формирование этого важнейшего качества станет неотъемлемой частью образовательного процесса. Ведущую роль в этом направлении занимает личность учителя. …уроки ОРКСЭ, ОДНКНР — место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно-нравственных взаимоотношений. На этих уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь.

На этих уроках учитель может воспитывать ребёнка не ″в лоб″, не путём нравоучений и назиданий".

 

Доклад "Проблемы преподавания предметов ОРКСЭ и ОДНКНР в современной школе" представил иерей Димитрий Пономарев, клирик храма свт. Петра, митрополита Московского на Роменской ул., преподаватель ОРКСЭ и ОДНКНР в школе № 367 и лицее № 299, канд. богословия. "Каким должен быть человек? Какой идеал человека? Об этом нам говорят наши духовно-нравственные ценности. Почему же все-таки Россия, ее многонациональный народ смог разобраться в том, что западные ценности оказались для нас неприемлемы? Сработал инстинкт самосохранения. Историческая память народа, наличие у него веры в Бога помогло отказаться от искушения Западом. Наш народ понял, что противостояние западным ценностям является борьбой добра со злом, борьбой с сатанизмом. При реализации модуля ОПК мы исповедуем культурологический подход. И здесь мы не кривим душой. Напрямую нам даже нет необходимости говорить о Православной вере, так как все мы знаем, что знакомство с Православной культурой: литературой, зодчеством, иконами, фресками, музыкальными произведениями и т. д. дает полное представление о ее красоте и привлекательности. Православная культура и наша вера говорят сами за себя. ″Отечественная цивилизация по характеру своему является многонациональной. Но она русская по своему культурному коду и православная по истокам антропологического идеала и ценностного сознания″, — как писала русский философ, педагог, монахиня Марина Владимировна Захарченко. Ядро нашей цивилизации окружает культура. Культура руководствуется представлениями о добре и зле, о которых говорит религия. Мы изучаем православную культуру — культуру нашей православной цивилизации.

 

В своем докладе "О деятельности Детского центра ОБРАЗовательных экскурсий при Смольном соборе" Куковская Ольга Владимировна, экскурсовод, координатор Детского центра ОБРАЗовательных экскурсий при Смольном соборе, сначала познакомила собравшихся с историей Смольного собора, а потом представила свою программу. Идея создания Детского центра сформировалась благодаря опыту работы в школе № 367, где Ольга Владимировна вела проект "Семейные прогулки". У каждой экскурсии есть своя тема: "Казанский собор" — это тема патриотизма; "Храм св. Ксении Блаженной" — тема любви (можем ли мы любить другого до подвига?); "Мои смолянки" — эмпатия, умение принять другого; "Пережить блокаду" — тема подвига; "Рождественский путь - дары волхвов" — тема подарков. В своей работе будем помнить, что сам город выступает как воспитательное пространство".

 

Подводя итоги пленарного заседания, заместитель начальника отдела образования Екатерина Михайловна Иванова сказала, что в погоне за второстепенным, мы забыли о главном. Сейчас идет подмена понятий, и такие встречи, как сегодняшняя, нам показывают настоящие духовные ценности. Она поблагодарила всех докладчиков, потому что каждый доклад — это программа к действию.

 

Приятным сюрпризом стала передача учебников "Основы православной культуры" для 4-х классов под научной редакцией О. Ю. Васильевой школе № 311. Это стало возможно благодаря заботе благочинного протоиерея Алексея Исаева, который договорился с благотворителем Юрием Михайловичем К. о закупке 20 комплектов этих новых учебников.


Назад