20.11.2023 Учителя и священники — опыт взаимодействия на уроках (РМО в рамках Рождественских чтений)

20.11.2023 состоялось Районное методическое объединение учителей в рамках районного этапа Региональных Рождественских чтений "Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего" ― "Опыт взаимодействия учителя модуля "Основы православной культуры" предмета ОРКСЭ со священником во время урока".

Общеобразовательная школа имеет давнюю традицию приглашать на уроки специалистов разных областей: врачи, ученые, полицейские, летчики, военные, рабочии разных специальностей рассказывают о своей деятельности детям, чтобы те из прямых уст узнали о той или иной профессии. Приглашение священника на урок Основы православной культуры из этой области. Священник находится внутри православной традиции, он живет ею, совершает богослужения. Детям крайне интересны такие встречи. Но как построить урок с участием священника? Как правильно выстроить методически? Получить такой опыт и пришли учителя ОПК и настоятели, священники и кураторы храмов Фрунзенского благочиния.

Место для проведения РМО предоставил лицей №299. Директор лицея Марина Владимировна Шпакова организовала теплый и комфортный прием коллегам со всего района. Она открыла встречу приветственным словом, рассказав о семилетнем опыте работы священника в их школе.

О важности совместного труда по воспитанию детей и важности такого взаимодействия сказал в приветственном слове благочинный Фрунзенского благочиния протоиерей Алексей Исаев. "Я рад, что у нас есть возможность сотрудничества, подкрепленная законодательно. Выбор модуля зависит от родителей, но и педагог может сделать многое, чтобы не боялись выбирать Основы православной культуры. Чем больше в нашей жизни будет знания о религии, тем меньше будет зла мире, в котором мы живет. Вспоминается опыт Японии, в которой через 20 лет после начала миссии Николая Японского стало много христианских общин, а ведь не было ничего. Так что желаю помощи Божией и радости вам в ваших трудах".

Протоиерей Алексей Исаев является также настоятелем двух храмов, и он принял участие в круглом столе школ, закрепленных за его храмами.

РМО вела методист по ОРКСЭ Информационно-методического центра Касаткина Наталья Валерьевна.

• В докладе "Проблемы преподавания предметов ОРКСЭ и ОДНКНР в современной школе" иерей Димитрий Пономарев, клирик храма свт. Петра, митрополита Московского, канд. богословия, учитель ОРКСЭ и ОДНКНР в лицее № 299 и школе № 367, рассказал, что работает сейчас 200 учеников, такого количества нет ни в одной Воскресной школе. Он указал на то, что учитель должен жить теми духовно-нравственными ценностями, о которых рассказывает детям, должен сам думать и чувствовать именно таким образом, как это делал Господь Иисус Христос, или стремиться к этому, тогда его уроки станут жизненными и дети воспримут преподаваемое.

• Роль духовно-нравственной области в системе образования К. Д. Ушинского раскрыла Тихомирова Вероника Викторовна, учитель ГБОУ гимназия № 295. Она обратила внимание коллег, что когда-то из системы К. Д. Ушинского был удален смысловой центр всех ценностей. Мы живем многими культурами: научная, филологическая, трудовая, физическая, эстетическая, ― которые, если представить схематично, образуют как бы лепестки цветка, а серединкой, скрепляющей лепестки, является духовно-нравственная культура, она и придает всем культурам нравственный смысл.

Затем В. В. Тихомирова показала мастер-класс "10 заповедей", который она разработала и провела вместе с протоиереем Владиславом Авраменко, ключарем храма св. Александра Невского. "Заповеди ― это дорожные знаки, которые направляют нас и предупреждают нас об опасности по дороге в вечность". Сам урок прошел на предыдущей неделе. Дети выразили большую радость от того, что на уроке был настоящий священник и рассказал им "один секрет".

• Галина Викторовна Усачева, учитель ГБОУ СОШ № 314 показала мастер-класс урока-интервью "Проповедь Иисуса Христа" со священником Георгием Марченко, клириком храма св. прп. Серафима Вырицкого. Урок проходил следующим образом: дети подготовили к уроку вопросы, распределили их по группам, каждой группе дали название и во время урока задавали эти вопросы отцу Георгию.

• Мастер-класс "Золотое правило нравственности" представили Елена Константиновна Вальберг, учитель ГБОУ СОШ № 313, и протоиерей Александр Тиманков, клирик храма св. вмч. Димитрия Солунского. Они показали, в частности, работу с пословицами и как можно обнаружить скрытый в них евангельский смысл, выстраивая цепочку, например: "Как аукнется, так и откликнется" ― "как хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к поступайте и вы с ними".

• Мастер-класс "Урок-беседа: Родители и дети". Ольга Владимировна Николаева, учитель ГБОУ СОШ № 215, иерей Константин Теттер, настоятель храма св. мч. Людмилы Чешской, заострили внимание на том, как нужно подготовить детей к разговору со священником, какие у детей есть вопросы, как священник освещает сложные вопросы, касающиеся души, жизни и смерти и других.

• "Педагогические приемы совместного проведения урока по притче" раскрыла Ирина Борисовна Дергачева, учитель ГБОУ СОШ № 359, и протоиерей Владислав Авраменко, ключарь храма св. Александра Невского, учитель ГБОУ СОШ № 302.

В заключительном слове Шкринда Наталья Васильевна, методист Центра духовной культуры и образования Фрунзенского благочиния, напомнила педагогам на основании каких законов священник РПЦ может участвовать в уроках общеобразовательной школы. Это: 1) "Стратегия развития воспитания в российской федерации на период до 2025 года", утвержденная распоряжением правительства российской федерации от 29 мая 2015 г. № 996р, где РПЦ указана как субьект воспитания; 2) "Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"; 3) договоры о сотрудничестве в области духовно-нравственного воспитания и воспитания патриотизма.

Касаткина Наталья Валерьевна, методист по ОРКСЭ ИМЦ отдела образования Фрунзенского района, поблагодарила учителей и священников, представивших такой разнообразный опыт сотрудничества на уроках.

Завершилось мероприятие работой по секциям заместителей директоров обще-образовательных школ Фрунзенского района и настоятелей и кураторов храмов. Они обсудили возможность подписания школой, храмом и Центром духовной культуры и образования Договоров о трехстороннем сотрудничестве в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания, что позволит на законном основании священникам участвовать в подготовке и проведении совместных со школой мероприятий.

 

 

Назад