23.05.2024 круглый стол благочиния "Опыт работы храмов с общеобразовательными школами: обмен опытом, развитие форм сотрудничества"
23.05.2024 во Фрунзенском благочинии был проведен круглый стол "Опыт работы храмов с общеобразовательными школами: обмен опытом, развитие форм сотрудничества", за которым собрались благочинный Фрунзенского округа протоиерей Алексей Исаев, настоятели храмов протоиерей Артемий Белобородов, иерей Артемий Наумов, иерей Константин Теттер, священнослужители 8-ми храмов благочиния и помощники по работе со школами.
Благочинный Фрунзенского округа протоиерей Алексей Исаев в приветственном слове сказал: "Благодарю вас за работу со школами и участие в нашем круглом столе. Наше упорство непременно будет вознаграждено, вода камень точит, и все больше виден результат в работе со школами. Мы постоянно встречаемся с главой района К.Н.Серовым, потому что всё решается сверху вниз: я нахожу большую заинтересованность и большую поддержку всем нашим добрым начинаниям, в том числе и просветительской работе со школами".
Методист ЦДКиО и руководитель Свято-Георгиевских курсов Наталья Васильевна Шкринда в своем докладе о деятельности Центра духовной культуры и образования (ЦДКиО) сказала: "За 9 лет существования ЦДКиО пройден большой путь выстраивания сотрудничества с Администрацией Фрунзенского района, школами, детскими садами и другими образовательными учреждениями. Путь от неприятия какого-либо участия Православной церкви в деле воспитания и образования детей до принятия этого как состоявшегося факта.
И более того, в административных кругах и в педагогических коллективах произошло осознание того, что Православная Церковь действительно является неистощимым источником духовной и, соответственно, нравственной жизни. Что у Церкви есть ценный педагогический ресурс, которым можно пользоваться. Понятно, что такое осознание пока не глубинное и не повсеместное, но в этом виноваты не столько образовательные учреждения, сколько мы сами.
Важно выстраивать работу в соответствии с законами о воспитании и образовании Российской Федерации и, встраивая свою деятельность в деятельность образовательных учреждений, согласовывать ее с администрацией района, школ, детских садов, библиотек…".
Наталья Васильевна напомнила о законах и договорах, на основе которых идет взаимодействие со школами.
Она отметила, что в данный момент исключительный случай в истории Православной Церкви: просветительская деятельность Церкви одновременно и законна, и добровольна.
Во Фрунзенском районе 47 общеобразовательных школ, в этом учебном году подписали договоры о сотрудничестве с храмами 26 школ.
Н.В.Шкринда сердечно поблагодарила благочинного протоиерея Алексея Исаева: "благодаря его молитвам, вниманию и трудам наша работа, особенно в самой сложной ее части — административной, благополучно осуществляется. Невозможно не оценить четкость, собранность и целеустремленность отца Алексея: есть задача — есть решение".
Также она поблагодарила священников и кураторов, активно взаимодействующих со школами.
Про предмет "Основы православной культуры" Наталья Васильевна сказала: "Предмет замечательный, учебник тоже. В нем последовательно, соответственно возрасту детей 4-го класса рассказано об основах православной веры.
Этот предмет нужен.
99% детей на этом предмете впервые получают конкретное представление о христианстве.
Только этот предмет во всей образовательной программе дает детям представление о добре и зле, о смысле жизни и смерти, о Истине.
Большинство детей, вот в таком последовательном и толковом формате, нигде и не от кого о Боге и православной вере не услышат, и главное, вряд ли поинтересуются, так как Господь Иисус Христос вне современной культуры, вне современного детского и молодежного контента.
Поэтому дело не в проценте — сколько родителей в районе выбрали ОПК, в чем нас некоторые постоянно и безосновательно упрекают, а дело в детях. Процент не самоцель, просто другого варианта понять ситуацию не существует.
Наличие данного предмета в школе и дает возможность Православной Церкви вести духовно-нравственную работу в государственной образовательной среде, используя этот предмет как отправную точку, как основу нашего сотрудничества.
Ведь в семьях носителей православной веры и православных традиций почти не осталось, просто капля. И если суждено возродиться православию в России, то только благодаря нашей проповеди вот этим школьникам, благодаря конкретно нашему с вами служению, других вариантов просто нет.
Конечно, такое служение требует от нас самопожертвования. Но кроме нас с вами это делать пока некому, а без этого у РПЦ нет будущего, а значит и у России".
Благочинный попросил настоятелей храмов рассказать о работе со школами на приходах.
Протоиерей Артемий Белобородов, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Купчино, сообщил о посещении родительских собраний, проведенных беседах с учениками младших классов, об участии в уроках "Основы православной культуры", о проведенных экскурсиях в храм, о постоянном общении с учителями закрепленных за храмом школ.
Иерей Артемий Наумов, настоятель храма Разбойника благоразумного, поделился трудностями в общении с некоторыми директорами, на что благочинный отреагировал: "Вода камень точит, найдем решение".
Иерей Константин Теттер, настоятель храма св. мч. Людмилы княгини Чешской, планирует в следующем году работать в школе учителем Основ православной культуры, нужное образование у него есть. Решение это вызрело после бесед с детьми в школе.
Методист ЦДКиО Ирина Валентиновна Сомсикова рассказала о формах работы ЦДКиО с образовательными учреждениями, которые дают хороший результат. В этом учебном году информационно-просветительские лекции Свято-Георгиевских курсов посещали 15-30 человек; цикл лекций и экскурсий "Духовный стержень отечественной культуры" привлек 182 человека, не считая тех, кто записанные лекции может посмотреть на YouTube и Rutube; проведены три районных семинара для педагогов; участниками районных дошкольных Рождественского и Пасхального фестивалей (помимо родителей и педагогов) стали 256 детей из 39 детских садов и 371 ребенок из 43 детских садов соответственно; в районных школьных Рождественских и Пасхальных фестивалях (помимо родителей и педагогов) участвовали 120 и 70 детей; только в Свято-Георгиевском конкурсе участвовало 176 детей и подростков из 17 детских садов и 16 школ; в осенней игре "Что, где, когда?" играли 95 педагогов. Школа и детские сады эти формы взаимодействия приняли, поэтому мы предлагает храмам эти же модели использовать в своей работе со школами.
Присутствующими на круглом столе священниками и их помощниками были выделены такие положительные изменения в работе храмов и школ, а также внесены предложения:
- после проведения Рождественских чтений в Отделе образования с директорами и настоятелями школьное руководство идет на сотрудничество;
- большое значение имеют личные встречи с учителями на Районных методических объединениях, на семинарах, лекциях: намного легче стало налаживать совместную работу после проведенного семинара "Опыт взаимодействия учителя модуля "Основы православной культуры" предмета ОРКСЭ со священником во время урока";
- было отмечено как благо проведение в храме семинара для педагогов "Пасха Христова", потому что в храм пришли новые люди с детьми, завязались отношения с педагогами, была оказана помощь по запросу в проведении занятия, посвященного Пасхе;
- работу лучше выстраивать циклами – цикл бесед, занятий, уроков, - так легче планировать совместную работу;
- разрабатывать беседы со старшими школьниками на темы, актуальные для них, но на которые школе построить диалог не получается;
- личное желание понять и помочь педагогам в школе открывает двери;
- совместные уроки учителя и священника нравятся детям, поэтому нужно договариваться о помощи учителям;
- в родительских чатах размещать информацию про модуль "Основы православной культуры";
- предложить ввести кружок духовно-нравственного воспитания в 1-3-х классах во внеурочной деятельности на основе программы священника и учителя Димитрия Пономарева;
- студенты Духовной Академии могли бы проходить педагогическую практику в школах Фрунзенского района.